Грядущее освобождение, связанное с приходом Машиаха (Мессии), - геула - занимает центральное место в вере нашего народа.
Наши пророки так характеризуют эту эпоху: " И в то время не будет ни войн, ни зависти, ни соперничества, и все будет в великом изобилии. И весь мир не будет заниматься ничем, кроме познания Творца".
Многие думают, что Машиах - герой из легенды, который избавит нас от всех бед и приведет в сказочный рай. Наши мудрецы учат, что Машиах - будет евреем потомком царя Давида. Глава того поколения, которое удостоится Освобождения. Он убедит еврейский народ жить согласно Торе, будет вести борьбу за утверждение духовных ценностей нашего народа и победит. Машиах отстроит третий Храм в Иерусалиме, и соберет всех евреев в земле Израиля.
В каждом поколении есть человек, способный стать Машиахом. И если данное поколение удостоится Освобождения, Машиах откроется и станет известен.
Талмуд называет 5-е и 6-е тысячелетия от Сотворения Мира днями Машиаха. Эта эпоха началась 18 веков тому назад. В течение этого времени должен прийти Машиах. Наши мудрецы указали не только сроки, но и некоторые признаки эпохи прихода Машиаха: небывалое падение моральных норм, узаконенность и распространение атеизма, обесценивание денег.
Мудрецы учат, что на первом этапе "дней Машиаха" мир претерпит только "естественные" изменения. Разрешатся кризисы. Вражда, зависть и конкуренция между народами уступят место миру и покою. Особая миссия еврейского народа станет очевидной для всего человечества.
Куда меньше знаем мы о том, что произойдет в мире на втором этапе "дней Машиаха": Вселенная изменится до неузнаваемости, законы природы утратят силу, сбудутся слова пророков Израиля и произойдёт воскрешение мёртвых. Но о том, как именно все это произойдет, никто не узнает до наступления этих дней.
Ошибается тот, кто думает, что между приходом Машиаха и обычной жизнью нет прямой связи. Напротив. Будущая Геула - освобождение, зависит от того, как мы ведём себя в галуте - изгнании, рассеянии среди других народов мира.
Известно, что добрые поступки накапливаются с течением времени. Нам, наследникам многочисленных заслуг наших предков, осталось сделать совсем немного. Каждая выполненная нами заповедь, каждый хороший поступок, ложась на чашу вселенских весов добра и зла, могут стать решающими и изменить мир.
Духовный лидер нашего поколения Любавический Ребе Менахем Мендел Шнеерсон говорит, что уже сегодня нужно постараться раскрыть находящийся в каждом из нас источник добра, человечности и милосердия, и пользоваться им в повседневной жизни. Так человек создает вокруг себя атмосферу Машиаха, приглашая его в наш мир, и обещая ему достойную встречу. Постараемся жить так, чтобы наши поступки раскрывали волю Всев-него в этом мире. Будем добрее и Машиах придет сейчас.
Любавический Ребе объявил, что наше поколение - это последнее поколение изгнания и первое поколение освобождения.
Авторитет Ребе очень велик. Этот человек ошеломляет бездонной мудростью, связью с Творцом. Царственностью. Его советы помогают и хасидам, и людям, впервые в жизни надевшим кипу; бизнесменам и деятелям культуры; ученым и писателям; министрам и президентам. Ребе предвидел массовую иммиграцию евреев в Израиль. Он предсказал безопасность войны в Персидском заливе для жителей Израиля. Он предсказал, что тысячам евреев Флориды не принесет вреда тайфун, грозивший смыть в океан весь город Майами. И многое, многое другое.
Пророчества Ребе сбываются на наших глазах.
А вы знаете, кто такой Мошиах?
Вы кого-нибудь ждете?
Неужели никого?.. Так не бывает, поверьте.
А Вы знаете, кто такой Мошиах? Мечта, которую скептики называют несбыточной, или - пока неизвестная нам, но - реальность? Супергерой, который решит проблемы мира мгновенно, в одно касание? Строгий судья с чрезвычайными полномочиями, который с каждым из живых будет разбираться по законам Святого Писания - во всей их красоте и суровости? Полководец, который будет вести на Земле войны за единство Вс-вышнего - и победит своих врагов?.. Архитектор, который построит Третий Храм на том месте, где сейчас есть только одна Западная стена Второго Храма, разрушенного столько лет тому назад - в святом городе Иерусалиме? Великий пророк, который оживит мертвых минувших поколений и известит о вечной жизни?
Нажмите на "кнопку" этого раздела, если вы еще этого не сделали - и может быть, что-то станет для Вас яснее... не только в этом наборе представлений об ожидаемых спасателях, спасителях и избавителях, которые существуют в разных частях мира и в головах у разных людей. Нет, многое может проясниться и в Вашей же собственной жизни, неотъемлемая часть которой - Ваши ожидания. То есть то, чего Вы не видите реально, но ждете и знаете, что оно должно осуществится ...
Ведь Б-г знает, сколько поколений до Вас ждали, когда переменится мир. Что произойдут сверхъестественные события. Да, две с лишним тысячи лет, мало не покажется? Кого и что можно ждать так долго, не теряя надежды, более того, только укрепляясь в своей уверенности? Да и вера - в конце концов - это не что иное, как УТВЕРЖДЕНИЕ ОЖИДАЕМОГО. Так не пора ли разобраться в наших и Ваших ожиданиях, посмотреть на них через призму истории, но под вечно современным углом зрения, по-еврейски?
Сам по себе приход Мошиаха всегда был центральным событием, ожидание которого давало евреям силы жить и верить и УТВЕРЖДЕНИЕ НЕИЗБЕЖНОСТИ КОТОРОГО стало стержнем еврейства, одним из тринадцати принципов веры, как говорит об этом один из наших признанных всем миром законоучителей Рамбам (он же в греческом произношении Маймонид, или полностью - Рабби Моше бен Маймон). Есть и еще более яркое высказывание: "Идея о приходе Мошиаха - самый драгоценный бриллиант в сияющей короне иудаизма" , и если, вникнув в данную тему, вы почувствуете себя принцем или принцессой, значит, вы хорошо выучили уроки нашей веры. То есть знаете совершенно точно, чего мы ожидаем и что утверждаем своей верой.
При каждом упоминании ивритского слова Мошиах (дословно - помазанник), мы уточняем, что речь идёт о Мессии. О человеке, о котором мечтали, на которого надеялись и уповали евреи во все времена, даже тогда, когда больше им надеяться было решительно не на что. И о человеке, который идет, чтобы любить нас и вести нас обратно к Б-гу. И если мы верим в святые предсказания пророков наших дней, тогда надо согласиться с Любавическим Ребе Менахемом Мендлом Шнеерсоном, главой Любавических хасидов, который не раз говорил - "время нашего Избавления настало" и "Мошиах уже в пути!"
Какое Избавление? Какой Мошиах?
Хотя, возможно не очень разумно искать объяснения абсолютно на все вопросы, тем не менее будет полезным узнать, что Творец, следуя Своей мудрости, создал мир, скорее при помощи слов, чем при помощи мыслей. Вс-вышний говорил "да будет свет" и возникал свет. Он говорил "да будет небесная твердь" и возникала "небесная твердь". Вс-вышний обращался к народу Израиля при помощи слов; он обвенчал евреев с Торой - тем самым научил избранный Им народ выражать свои желания динамикой слова, точно также как жених и невеста при помощи слов обмениваются друг с другом тем, что на самом деле почти невыразимо - своими сокровенными желаниями. Ни один человек не может знать, что у другого на уме, и Вс-вышний предусмотрел это. Однажды, быть может, Вс-вышний решит обновить все в этом мире, все устроить по-новому, заново... И, - это вполне возможно, - Он "произнесет вслух", а не просто "подумает" то, что было и остается сокровенным замыслом всего Творения. И тогда имя Мошиаха (а таково было одно из шести деяний Творца перед сотворением мира станет всеобщим достоянием. Другие пять Его деяний до того, как был сотворен этот мир, согласно мнению мудрецов, следующие - это Тора, Трон Славы, творение праотцов наших, Израиль и Храм. Некоторые также включают в этот список важнейших дел Вс-вышнего, сделанных до того, как был сделан его речениями наш мир, еще несколько основополагающих понятий и элементов его замысла: раскаяние, Эдемский Сад (Рай) и Гейhеном (Чистилище). Это мнение основывается на Книге Мишлей (Притчи Соломона 8:22), Псалмах Давида (93:2), Книге Пророка Ошии (Осии) (9:10), Псалмах (74:2), Пророке Иеремии (17:12), Псалмах (72:17 и 90:2-3), Книге Бытия (первой из пяти книг Торы 2:8) и Пророке Ишаяhу (Исаии) (30:33, также см. Берешит Рабба 1:4).
Пока что у нашего Мессии нет имени, но и ожидания, и изгнания еврейского народа отнюдь не были безымянными. У каждого из них было свое имя. Наша история насчитывает четыре изгнания.
Первым таким изгнанием стал Египет, или, как евреи называли тогда Египет - Мицраим. Кстати, слово это происходит от ивритского корня "МеЦеР" - граница. Эрец Мицраим, или Египет - это лишь узкая полоска земли между двумя бескрайними пустынями, узилище для еврейского духа, и символический смысл этого "мицраима" далеко выходит за физические рамки "земли египетской". Евреи вышли из Египта в 1313 до н.э. Эра, начавшаяся с выходом из Египта, была знаменательным временем для нашего народа - неудивительно, что исход "запомнился как вечная весна для всего мира" . Сыны Израиля перешли Красное Море, которое расступились перед ними. Они получили Тору на горе Синай - вечером 6 дня месяца Сивана, 2448 года от сотворения мира (14 мая 1313 до н. э.). Б-г был женихом, Израиль - невестой, Тора - брачным соглашением, а Моше рабейну (Моисей) - пророком, уникальным из людей. Евреи (но не все) сотворили себе кумира - то есть преступили заповедь Творца о запрете идолопоклонства. Кумиром был Золотой Телец - и они поклонялись ему, потом понесли за это тяжкое наказание, сорок лет странствовали по пустыне и наконец - вошли в Землю Обетованную.
Евреи оставались хозяевами Земли Израиля вплоть до 423 г. до н. э., когда они потеряли не только независимость, но и снова отправились в изгнание, на этот раз в Вавилонию. Это было вторым по счёту изгнанием, которое продолжалось семьдесят лет. По пути - идя по предначертанной Вс-вышним дороге своей истории, они видели возлюбленный город свой - Иерусалим и Святой сияющий Храм. Как учат нас наши Мудрецы, "Вс-вышний терпел даже идолопоклонничество, кровосмешение и убийства, но не простил пренебрежение изучением Торы."
Третье изгнание, в Мидию (Персидскую Империю) продолжалось около пятидесяти двух лет. В 423 г. до н. э. Персидский царь Кореш (Кир), а потом (после смерти Кира) его сын Дарьявеш II (Дарий) освободили иудейских изгнанников и отпустили их, чтобы те вернулись в Иерусалим и отстроили его заново. Потомок иудейской царской семьи Зерубавель, удостоился возглавить возвращение из изгнания.
Хотя Рим и не был построен в один день, наверное, многие народы предпочли, чтобы он вообще никогда не был построен. Нет, римляне не испытывали ненависти к евреям. Скорее римляне не могли примириться с ними. Великое Еврейское Восстание в 66 г. н. э и осада Иерусалима - одни из самых переломных и ужасных событий не только в нашей истории, но и во всей истории человечества. А закончились они в сентябре 69 г. н. э., когда римские военоначальник Веспасиан и Тит вместе со своими войсками опустошили Иерусалим, сожгли Храм и рассеяли еврейский народ по всему свету. Для любого другого народа это был бы конец, последний удар, финал с необратимыми трагическими последствиями, и можно было бы ставить в истории евреев точку - раз навсегда. Но в нашей традиции момент, когда был уничтожен Храм, ознаменовал рождение Мошиаха .
Напомним слова мудреца: "С того дня как был разрушен Храм, родился человек столь праведный, что он может стать Мошиахом. И когда придет время, Вс-вышний откроет Себя ему и пошлет его, и потом снизойдёт на него дух Мошиаха, заключенный и запечатанный свыше" - говорит Хатам Софер, рабби Моше Софер Шрайбер 1762-1839 (Шаалот ве тшувот т. 6 гл. 98). С этого момента Мошиах всегда прибывает со своим народом духовно, в одном или другом святом теле праведника поколения, ожидая лишь указания Вс-вышнего, который "возьмет его за плечо" и скажет: "Иди и спаси народ Мой", - и он вместе со своими последователями сообщит эту весть всем евреям. И так остается по сей день, раз Вы читаете эти слова.
Еще раз спросим мудрецов. Зачем нужны намеки от возможного Мессии? Многочисленные источники в Торе говорят, что душа Мошиаха нисходит в тело цаддика (праведника), которому суждено стать Мессией - со временем. (См. Мидраш Рабба, Парша Шемот; также Пиркей Геула - Рабби Шахне Зон.)
Сам же Тит сожалел о дне, когда он пренебрег Иерусалимским храмом. Огромное несчастье свалилось на его голову, постоянно преследовало его, и, в конечном итоге почти довело его до безумия. В Талмуде написано, что когда Тит торжественно вернулся в Рим, он принял ванну и выпил чашу вина. Как раз в тот момент, когда Тит уже думал, что можно ни о чем не беспокоиться, в его покои влетел комар, заполз ему в нос, и в течение следующих семи лет проникал в его мозг. Когда Тит умер, доктора вскрыли его череп; внутри которого нашли тварь размером с воробья!
Изгнание евреев римлянами стало четвертым по счету и самым долгим - почти 2000 лет! - и оно продолжается по сей день. С 69 года н. э. евреи рассеяны по всему миру. Это называется диаспорой; на иврите гола (изгнание). Интересно, что слово геула (Избавление) состоит из слова гола и буквы алеф, ибо как только "Алуфо шель Олам" (внутренний смысл буквы "алеф") - а это и есть Создатель мира - явит Себя перед всей вселенной, гола (изгнание) станет геула (Освобождение). "Самое страшное", что только может случиться, - когда наступит геула - так это то, что наш мир станет совершенным. Эмпайр Стэйт Билдинг, Эйфелева башня, Суэцкий канал, Диснейленд - будут существовать в новом мире, но приобретут новые очертания, Б-жественный свет отразится в них. Иначе говоря, "когда наступит геула (Освобождение), то мир всего лишь перейдёт в то состояние, в котором он должен пребывать, где все народы станут выражать праведность и святость." Когда придет Мошиах, нам будет нечего терять, и мы сможем получить столь многое! Согласно порядку, установленному на небесах, в нужное время Вс-вышний наконец откроет имя Мошиаха и Освободит народ Израиля от его страданий в изгнании, приведет его обратно в Иерусалим, и установит мир над всеми народами не земле.
Почему же Вс-вышний до сих пор не сделал это для своего избранного народа? Возможно, ответ находится в самом вопросе.
Почему евреи все ждут и ждут своего Мессию, а его нет, как нет? Сколько можно?
Потому что избранный Им народ еще не выполнил свое земное предназначение: сделать землю святой, достойной Своего Творца. Интересно, что на протяжении многих веков даже одной мысли о том, что Мошиах может появиться в том или ином месте, было достаточно, чтобы евреи хлынули туда толпой. Они шли туда, неся скарб в котомках, преодолевая лишения и невзгоды.